Во время встречи с президентом Владимиром Путиным врио губернатора Андрей Никитин одной из главных проблем региона назвал состояние дорожной сети.
– Мы не прибавляли в ремонте, мы воспроизводили один и тот же ремонт, – сказал он.
Определил Андрей Сергеевич и шаги, которые власть собирается сделать: восстановить систему контроля качества за работой подрядчика, расходные материалы закупать централизованно, убрать из цепочки ненужных посредников.
А пока в регионе налаживают обратную связь с народом. Всё о дорогах и качестве выполняемых работ можно рассказать по телефону горячей линии: 8 (8162) 943-350, или на сайте ГОКУ «Новгородавтодор», пройдя по ссылке «Общественный контроль».
Мы решили внести свою лепту в общее дело и выяснить мнение чудовцев по двум вопросам: почему «мы не прибавляем в ремонте» и что с этим делать? В качестве экспертов пригласили Евгения Чубчикова, человека с активной жизненной позицией и большим опытом работы в строительной отрасли, Юрия Яковлева, дорожника с 22-летним стажем и Людмилу Шварц, водителя – кому сам Бог велел иметь своё мнение о наших дорогах.
Евгений Чубчиков:
– Ремонт дороги начинается с технического задания и проекта. А прежде чем его сделать, проводят изыскания. Смотрят, какой грунт, какое основание. После этого проектируют. До тех пор, пока не будут грамотно составлять техзадание и проект, дорог не будет.
Все дороги в городе, в том числе и многострадальное Грузинское шоссе, во время войны подвергались бомбёжкам и артиллерийским обстрелам. Было много воронок, а брусчатка стояла. А когда пошли большегрузные машины, булыжник посыпался, не выдержав такой нагрузки. Асфальт закатали по непрочному основанию. И теперь в эту дорогу хоть сколько денег вкладывай, толку не будет.
Возьмите улицу Большевиков от завода до дома №30. В своё время там вырыли сантиметров 80 грунта, положили слой за слоем 50 сантиметров песка, хорошего, фильтрующего, 20 сантиметров крупного щебня, для расклинивания – мелкого. Всё это укатывалось. Затем – 5 см асфальта крупнозернистого и 5 см – обычного. Дорога стояла двадцать лет без единого капитального ремонта.
Сейчас её ремонтируют каждый год. Почему асфальт у дома № 29 по ул. Большевиков стоит с 1976-го года? Потому что там бетонное основание. Соответственно, песок, щебень и 5 см асфальта.
Любая дорога, любое основание за 20 лет дадут просадку. Обочины у нас местами – выше дорожного полотна. Улица Большевиков фактически в яме находится. Ливнёвка должна работать. Нужно восстановить уклоны. А кто этим занимается во время капремонта, если в задании на проектирование написано: асфальтирование?
Выбираем подрядчика по конкурсу: кто сделает дешевле. А дешевле можно сделать только за счёт сокращения сроков строительства, что достигается путём механизации, автоматизации и т.д., плюс накладные расходы. Но там такие суммы не сэкономишь. Отсюда результат. И сколько бы денег каждый год не давали, хоть миллиарды, дорог мы хороших не получим. А благие намерения так и останутся благими намерениями.
Юрий Яковлев:
– Чтобы увеличить срок межкапитального ремонта транзитной дороги, нужно прекратить снимать верхний слой асфальтобетонного покрытия фрезами. А лучше выполнить ямочный ремонт этого покрытия щебнем или асфальтом. Где не помогают и эти материалы, сделать полную замену основания, включая и песок. Уже сверху положить слой асфальта не 3 – 4 см, как сейчас, а 5 – 6 см, и обязательно произвести срезку обочин с восстановлением щебёночного покрытия на ней. Но построить или отремонтировать дорогу – это половина дела. Её надо содержать.
Ещё одна проблема – коммунальщики. После устранения аварий они оставляют разрытые тротуары и дороги. Какой хороший асфальт положили у ШЧ. Так я насчитал четыре места, где тротуары нужно восстанавливать. Кто будет этим заниматься?
Людмила Шварц:
– Интенсивность движения увеличилась. Наши дороги, построенные ещё в советское время, на такую нагрузку не рассчитаны. Поэтому требуют капитального ремонта. Недавно я вернулась из Псковской области. Дороги отличные. Да, не везде, но основные – заметно лучше наших.
А как у нас, в нарушение всех технологий, кладут асфальт и в дождь, и в снег? Сама была тому свидетелем. Это же неправильно! Так же нельзя!
Я не специалист в дорожном вопросе, но мне кажется, что решение проблем, о которых мы говорим, целиком зависит от власти, от её отношения к этому, от её воли и желания исправить ситуацию.
С этими мнениями можно согласиться, можно поспорить. Ясно одно: в стране из года в год на ремонт выделяют миллиарды, а дорог – как не было, так и нет. Удастся ли двинуть решение проблемы в Новгородской области? Диагноз поставлен, шаги по выходу из кризиса определены. Ждём перемен!
Мнения выслушала и записала Светлана ЩЁГОЛЕВА